Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был образован и успешен.
Но как же правильно «образовывать» ребенка? Как не запутаться в море развивающих программ?
Для этого надо понимать механизмы созревания детского мозга и мышления.
Ведь, чтобы научиться управлять машиной, надо для начала понять, как ее завести, куда вставить ключ зажигания.
А если мы пытаемся воткнуть ключ в прикуриватель, то ничем хорошим это не закончится.
Так же и с детьми. Если пытаться обучать ребенка неправильно, то в лучшем случае просто ничего не произойдет.
Начнем с азов: Мышление и его виды
Восприятие окружающего мира определяется мышлением. Интересующиеся психологией знают, что мышление бывает нескольких видов:
- наглядно-действенное (основной способ познания мира у детей до 1,5 лет, когда малыши манипулируют с предметами их окружающими);
- конкретно-предметное, формирующееся с 1,5 до 7 лет (все мыслительные задачи решаются через взаимодействие с реальным объектом);
- наглядно-образное (с 3 до 7-8 лет дети воспринимают только то, что могут себе представить или увидеть);
- абстрактно-логическое (формируется с 7 лет и представляет собой мышление категориями, которых в природе нет).
Таким образом, мы видим, что восприятие и анализ полученной информации у детей происходит на качественно другом уровне в зависимости от их возраста.
И на стыке последних видов психологами выделяется так называемое «понятийное мышление», которое развивается в течение всей жизни, но особенно значимо именно в детском возрасте, так как именно оно является начальной базой для формирования абстрактно-логического восприятия мира.
Что такое «понятийное мышление»?
Это вид восприятия информации через выстраивание логических связей между понятиями.
Здесь хочется вспомнить фразы про отсутствие логики у разных личностей. Так вот, если уж вы кому-то говорите про то, что у него с логикой беда, то говорите правильно: «У тебя совсем не развито понятийное мышление!» J
Но, давайте серьезно.
Как же происходит формирование понятийного мышления?
Через последовательное постижение закономерностей того или иного явления.
Именно так ребёнок учится выделять причинно-следственные связи между явлениями.
Банально: бросает ребенок предметы и видит, что все они падают, только одни остаются целыми, а другие разбиваются. И ребенок видит закономерность: все падает вниз.
И первичной абстракцией, через которую малыш начинает знакомство с законами мира, является чтение. То есть, другими словами, для начала образовательного процесса ребёнок должен научиться читать.
Вот тут у родителей возникает вполне логичный вопрос: какую методику обучения выбрать, чтобы процесс не стал педагогической ошибкой, а их чадо не приобрело негативный опыт.
Тот самый, который психологи, в частности Людмила Аполлоновна Ясюкова – кандидат психологических наук, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса на протяжении всего обучения в школе – назвала вслед за Л.С. Выготским «допонятийное дефективное мышление».
Что же из себя представляет понятийное мышление?
Понятийное мышление складывается из 3 составляющих:
- умения вычленять суть явления;
- умения видеть причину действия (явления) и прогнозировать его последствия;
- умения систематизировать и строить целостную картину конкретной ситуации (явления).
Образование – процесс, который сопровождает человека всю жизнь.
И это не красивая фраза, это объективная реальность, обусловленная особенностями психических процессов.
Если человек перестает учиться, познавать, активно работать мозгами, то темпы старения, деменция набирают обороты просто в геометрической прогрессии.
Постижение окружающего мира осуществляется через его понятийное осмысление, то есть малыша нужно научить постигать понятия.
И первый шаг к этому – научить читать, постигнуть первичную абстракцию!
Но мы ведь помним, что в начале мы писали о возрастных особенностях мышления?
Вспомнили, в каком возрасте природой задумано формирование такого мышления?
Так зачем же тыкать ключ от зажигания в машину, в которой еще даже проводки нет?!
И ведь это не одни мы таким страдаем. Любимая Европа уже наломала дров на этом поприще.
Нам бы поучиться на их ошибках, а не наступать не те же грабли…
Напишите, хотите ли вы узнать, какую ошибку допустила вся Франция в обучении детей чтению?
Материал для вас подготовили:
Александра Пташенчук
Руководитель проекта «Я САМ»,
бизнес-тренер ПАО БИНБАНК,
детский психолог и мама Василисы (2 года и 8 мес.)
«Моя мечта, чтобы все дети любили читать».
Наталья Василишин
Филолог, педагог.