Вместо того, чтобы учить детей полноценному чтению правительство Франции решило пойти по пути наименьшего сопротивления и учить детей совсем по-другому.

К чему это привело?
Сегодня нам об этом расскажет Александра Пташенчук, наш приглашенный эксперт по чтению.

система образованияСпрос рождает предложения. Если примерить этот закон рыночной экономики на стратегии развития личности, то необходимость в образованных гражданах вынуждает страны искать и находить наиболее приемлемые методики обучения на всех ступенях образовательного процесса. И, прежде всего, в школе.

Мода и гонка за быстрым результатом в учебе.

Давайте попробуем взглянуть на подход к школьному образованию во Франции, чтобы наглядно убедиться в том, что погоня за быстрыми результатами не всегда оправдана с точки зрения качества.

Последние несколько лет в школы Франции применяется система преподавания, основанная на широко рекламируемой методике Глена Домана.

То есть, поступая в школу, ребёнок получает блоки информации по всем предметам, которую нужно ЗАПОМНИТЬ. Всё. Заметьте, не понять, не дойти до того или иного знания эвристически, а именно заучить.

методика обучения
Куда уходят корни проблемы?

Нет, ничего плохого в заучивании, конечно, нет. Но, согласитесь, когда на уроке арифметики малыш не учится складывать в уме, не учится группировать орфографические трудности в соответствии с теми или иными правилами правописания, а запоминает, то ситуация с будущим такого подхода начинает казаться безвыходной.

Как же французы пришли к такому способу изложения материала?

Всё просто: социально-политическая ситуация, а конкретнее, массовая эмиграция в страну, вынудила правительство искать пути решения образовательных задач там, где к такому положению вещей с массой приезжих привыкли испокон веков, то есть Министерство образования Франции воспользовалось опытом США.

Действительно, человека, плохо владеющего французским языком, проще заставить заучить информацию, чем пытаться искать способы донесения материала с учётом всех причинно-следственных связей.

Но ведь среди учеников есть и коренные французы, которые от такого подхода страдают – они-то родным языком оперируют хорошо.

система образованияЧто на практике?

Суть системы обучения заключается в том, что ребёнок получает зрительный образ понятия, который нужно запомнить. Постепенно эти зрительные образы настраиваются друг на друга, но между ними не выстраиваются причинно-следственные связи.

То есть маленькие ученики запоминают, как пишется  слово fromage (сыр), но правило написания подобных звукобуквенных комплексов не учат.

И что будет с ребёнком, если он вдруг забудет зрительный образ этого слова? Тотальная безграмотность, ошибки в чтении.

система образованияКакой итог?

Материал даётся быстро, информации для восприятия получается много – вроде бы, всё отлично, но в итоге ученики занимаются зубрёжкой того, что должно носить характер тренировочного материала для развития личности в целом: ученики не умеют выстраивать логические связи между понятиями, то есть понятийное мышление оказывается не развитым.

В результате выпускники школы пишут с огромным количеством ошибок, хоть и читают быстро, письменно считают хорошо, но устный счёт на уровне загибания (вернее, во Франции разгибания) пальцев.

Вот и получается, что дети отстают от необходимого образовательного уровня на 2-3 года.

У родителей, получивших хорошее образование до начала этих нововведений, возникает вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок не был картой флеш-памяти, а мог самостоятельно размышлять.

Выхода два.

  1. Заниматься дома «как надо» (возможно, с репетиторами), но при этом, не роняя авторитета преподавателя в школе, давать альтернативный подход к обучению «как требуют».
  2. Копить деньги на обучение в частных школах – в некоторых из них отрицают общепринятый подход к обучению и работают «по старинке». Правда, в последнем случае есть риск нарваться на несерьёзные.

Выводы:

Информация, изложенная выше, это отнюдь не попытка осудить или показать негативные стороны общественно-экономической жизни другой страны.

Это наглядный пример того, что перед тем, как выбирать методику обучения для своего ребёнка, стоит взвесить все положительные и отрицательные стороны, мысленно «пройти» тот или иной образовательный путь самому.

И тогда решить, что лучше для развития и формирования личности вашего малыша, который должен стать полноценным гражданином просвещённой и процветающей страны.

Давайте вместе разберемся в плюсах и минусах современных методик обучения чтению на нашем бесплатном семинаре 26 апреля.

ОБ АВТОРЕ

Специалист по обучению чтениюАЛЕКСАНДРА ПТАШЕНЧУК

Руководитель проекта «Я САМ»,
бизнес-тренер ПАО БИНБАНК,
детский психолог и мама Василисы (2 года и 8 мес.)
«Моя мечта, чтобы все дети любили читать».