Здравствуйте, дорогие читатели сайта «Детология»
Сегодня я решила ответить на один вопрос, который мне часто задают по почте и на вебинарах.
Итак,
«Почему сказки не работают?»
Сегодня я расскажу о 4 причинах или ошибках при сочинении полезных сказок для детей.
Сказкотерапия — это очень хорошее средство, которое помогает безболезненно решить многие проблемы, но и этим средством надо уметь управлять 🙂
Причина № 1: Неправильно подобранный главный герой сказки.
Если ваш ребенок является фанатом какого-то персонажа (лунтик, крош, динозавры, машинки и т.п.), то оптимальнее всего использовать именно этого героя в качестве главного персонажа сказок. Для этого можно придумывать или новые сказки, или переделывать уже готовые, например, из моих сборников.
Причина № 2: Сказка не попала в цель.
Возможно, то решение проблемы, которое предлагает сказка, не подходит вашему конкретному ребенку и его конкретной ситуации. У всех разные нюансы, поэтому очень часто готовые сказки не всем подходят, т.к. универсальных решений для всех не существует.
Сказкотерапия многогранна, как и наша действительность. Придумывайте и подбирайте новые сказки для решения проблемы вашего малыша, и тогда обязательно найдете ту, которая предложит подходящее решение конкретно для вашего ребенка!
Причина № 3: Превращение сказки в нотацию.
Очень часто взрослые любят морализировать и «обсасывать» сказку после ее прочтения, а некоторые и в процессе. Таким образом разрушается чудо сказки!
Сказкотерапия = отсутствие нотаций+ безоценочный подход.
Поэтому любые рассуждения о том, «как плохо себя вел медвежонок», перечеркнут эффект любой, даже самой замечательной, сказки.
Помним, что именно безоценочный подход обеспечивает для малыша безопасное и комфортное пространство в мире сказки! Когда мы обсуждаем с ребенком сказку, то мы обсуждаем лишь причинно-следственную связь (поступок — следствие).
Приведу пример для понятности:
Сказка про волчонка, который сначала дрался, и от него все зверюшки разбежались. Волчонку было скучно одному, гулял по лесу, встретил белочку, помог ей, они подружились (краткое содержание так сказать :))
Обсуждение (подробное):
Что делал в начале сказки волчонок? (дрался)
Нравилось это другим зверушкам? (нет) Почему? (кому ж нравится, что его обижают)
Что сделали зверушки из-за того, что волчонок их кусал (убежали от него)
Было волчонку весело одному? (нет)
А что сделал волчонок, когда встретил белочку? (помог ей)
Белочке понравился волчонок? (да). А как думаешь, если волчонок и ее укусил бы, они бы подружились? (нет)
Вот и все 🙂 И никаких заунывных «драться плохо и некрасиво».
Причина № 4: Несоответствие сказки и окружающей действительности.
Чтобы было понятно, сразу приведу пример:
Проблема ребенка: привлечение внимание негативным способом.
Полезная сказка — мораль: «гораздо приятнее, когда тебя хвалят, а не ругают»
Действительность: родители прочитали ребенку сказку, она сработала. На следующий день ребенок пытается применить сказку в реальности, но наталкивается на то, что , показывая маме свой рисунок, слышит сухое «молодец», а разлив стакан сока, слышит 5 минутную возмущенную тираду мамы… И какие же выводы сделает ребенок?