Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень любят рисовать. Обычно взрослые всячески поддерживают творческое развитие детей. Родители любуются рисунками ребенка, украшают ими дом, показывают знакомым и дарят бабушкам.

Но иногда рисунки ребенка могут вызывать  тревогу и волнение у родителей. Чаще это происходит, когда, к примеру, ребенок рисует черным цветом и предпочитает его всем остальным. Или рисует монстров и другие настораживающие и пугающие сюжеты.

Спешу Вас успокоить! Не все так страшно. Зная несколько особенностей интерпретации детских рисунков, вы сможете разобраться и понять, что с вашим ребенком на самом деле все в порядке!

Существует несколько мифов, касающихся детских рисунков. Давайте разберемся.

почему ребенок рисует черным цветом

Миф 1.  Интерпретируя детский рисунок, можно со 100%  уверенностью сказать, что  на душе у ребенка.

Это исковерканное мнение о рисуночных тестах, которое получило распространение среди людей, которые далеки от профессиональной психологической диагностики.

Рисуночные тесты – это достаточно большой спектр методик, и  профессиональный специалист никогда не будет делать 100% выводов на основании только этого метода психологической диагностики. А сам по себе рисунок, без беседы по этому рисунку, вообще не имеет никакой диагностической ценности.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: «Мифы о детских рисунках…».

Хотите знать почему?

Например, что значит, если ребенок рисует маму на расстоянии?  Если взять этот факт отдельно, то он говорит о том, что ребенок воспринимает маму изолированно от семьи, дистанционно. Неужели у мамы с малышом потерян контакт?!

А если поговорить с малышом? Спросить у него: «А что ты здесь нарисовал? Что изображено?». Он может рассказать, что это его папа забрал из детского садика, и они идут домой, а это — мама, которая тоже едет домой с работы.

И это может быть действительно реальный каждодневный опыт ребенка: папа его забирает из садика, и с мамой они встречаются уже дома. А время проведения встречи психолога и ребенка может быть как раз уже после сна, когда малыш уже ждет папу. Соответственно, в данном случае разделения семьи в восприятии ребенка нет.

Также нужно понимать, что ребенок, рисуя диагностическую методику, должен находиться  в контакте со специалистом, проводящим данный тест.

Одно дело, когда ребенок рисует для любимой мамочки: он старается, чтобы все вышло красиво.

И совсем другое дело, когда ребенок рисует для какого-то взрослого, который сейчас к нему пристал и что-то от него хочет,  и стараться для которого желания нет вовсе.

И тогда взрослые могут подумать, что ребенок плохо рисует. Хотя, во втором случае рисунок может быть очень формальным: вполне вероятно, что  ребенок рисовалтолько для того, чтобы отвязаться побыстрее и пойти  играть дальше.

Такой рисунок не будет нести никакой диагностической ценности!

Не стоит интерпретировать детские рисунки  на основании лишь того, что изображено на них.  Все рисуночные тесты относятся к широкому спектру методик, который носит название «Проективные методы», и все они не достаточно объективны.

Мы смотрим на рисунок сквозь призму своего восприятия, что может искажать суть рисунка.

Отвечая на вопрос «Что значит, если ребенок рисует брата очень далеко?», мы ошибочно можем подумать, что отношения с ним в семье холодны. А на самом деле может оказаться, что это старший брат,  и он сейчас в командировке в другом городе.

 

Вывод №1:

1) По одному рисунку нельзя сделать на 100% точные  выводы о состоянии ребенка.

2) Если рисунок ребенка покажется вам странным, не пугайтесь раньше времени! Поговорите с ребенком: расспросите его о том, что он нарисовал. И сделайте это доброжелательно и позитивно!

Вывод №1:

1) По одному рисунку нельзя сделать на 100% точные  выводы о состоянии ребенка.

2) Если рисунок ребенка покажется вам странным, не пугайтесь раньше времени! Поговорите с ребенком: расспросите его о том, что он нарисовал. И сделайте это доброжелательно и позитивно!

ребенок рисует чернымМиф 2. Плохо, когда ребенок рисует черным цветом!

Сюда же можно отнести опасения родителей, когда ребенок  чаще всего выбирает для своих рисунков темные цвета: темно- синий, коричневый), а также красный.

Давайте разберемся, почему ребенок рисует черным карандашом?

Давно доказано, что цветовые предпочтения детей  до 4 — 5 лет не имеют никакого значения  при интерпретации детского рисунка, так как до 5 лет у детей только формируется цветовосприятие в полной мере.

То есть, когда ребенок в год, два или три рисует черным – это вообще ни о чем не говорит. Это говорит лишь о том, что черный цвет очень хорошо контрастирует с белой бумагой. Его просто лучше видно.

Взрослея, дети постепенно знакомятся с новыми цветами и их оттенками, и цветовые предпочтения могут быстро меняться. Например, мой сын в 1,5 года  рисовал все желтым. А через какое-то время мы с ним изучили синий цвет и теперь у нас все рисунки синими красками))

Важно отметить, что интерпретировать детский рисунок по цвету можно только в ключе с ассоциациями ребенка.

Надо спросить: «Этот красный  как что?» , » А что еще бывает красным?»

Ответы могут вас удивить! Ребенок может ответить, что этот цвет как букет цветов, который он недавно видел и ему очень понравился. А не как кровь из фильма ужаса, за что вы так переживали.

На вопрос: «Этот черный цвет как что?»  Ассоциации также могут быть позитивными — как звездная ночь, как любимая черная машинка.

Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.

Рассмотрим пример.

Ребенок недавно пошел в первый класс и теперь рисует преимущественно черными красками. И на вопрос «на что похож этот цвет?» ребенок отвечает – на темноту. А вы знаете, что он боится темноты. В данном случае это будет говорить о наличии дискомфорта во внутреннем мире ребенка, каких-то страхах и тревогах. На это следует обратить пристальное внимание.

 

Вывод № 2:

Выбор цвета при рисовании до 5 лет не имеет значения. Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.

Вывод № 2:

Выбор цвета при рисовании до 5 лет не имеет значения. Если ребенок старше пяти лет, то его надо спросить — на что похож цвет, которому он отдает предпочтения в рисунках. И только тогда можно говорить о ценности данной информации.

что значит, если ребенок рисует монстровМиф 3. Если ребенок рисует монстров – значит он агрессивен.

Многие взрослые пугаются, когда дети рисуют «войнушку» или маму с длинными когтями. Хотя все может быть гораздо проще и не следует делать поспешных выводов.

Расскажу случай из практики.

Девочка нарисовала маму с длинными черными когтями. Если брать только рисунок, без беседы по нему, то это говорит о том, что дочь воспринимает маму как агрессора.

Я спросила у нее: «Расскажи, что ты нарисовала?»

И девочка пояснила, что у мамы всегда красивые длинные ногти.

И, действительно, в тот день за ней пришла мама с маникюром, исполненным черным цветом и сохраняющим длину ногтей. Для дочки такие ногти – это знак красоты.

Если ребенок часто рисует монстров, кровь, кишки и тому подобное. То здесь может быть два варианта.

  • Либо он пересмотрел телевизор/компьютер/планшет. Тогда следует убрать данные предметы на время из его жизни.
  • Либо, если это не связано с компьютерными играми и фильмами, то, скорее всего, таким образом ваш ребенок выплескивает свои негативные эмоции.

Обязательно смотрим на поведение ребенка.

Если он при этом не дерется, не ругается бранными словами, не истерит, то данный рисунок является для него средством выплеска негативных эмоций, накопившихся за день.

Пусть рисует! Ведь самый хороший и мирный способ справиться с негативными эмоциями  — творчество.

Уважаемые родители, будьте внимательны, не запрещайте детям рисовать монстров, войну и другие ужастики.

Если малышу запретить выплескивать агрессию физически (бить, топать ногами, кричать), запрещать игры в войнушки и стараться минимизировать агрессивные сюжеты  в его творчестве (рисунках, лепке), то тогда невыраженная агрессия (обиды, злость)  может уйти в психосоматику.

Если держать весь негатив  в себе, то ребенок может заболеть или это может перерасти в невроз. А рисуя он может облегчить свое эмоциональное состояние.

 

Вывод № 3:

Если ребенок только рисует агрессивные сюжеты, а в жизни он не агрессивен, то и не надо приставать к ребенку) Пусть себе выплескивает негатив на бумаге.

Вывод № 3:

Если ребенок только рисует агрессивные сюжеты, а в жизни он не агрессивен, то и не надо приставать к ребенку) Пусть себе выплескивает негатив на бумаге.

что значит, если ребенок рисует черным цветовМиф 4. По рисунку человека можно говорить об интеллекте ребенка.

Есть такая, на мой взгляд, уже устаревшая методика, в которой  по тому, как ребенок рисует человека, берутся судить об интеллектуальных способностях ребенка.

Да, такая методика может быть полезна в некоторых ситуациях. Например, при выпуске из детского сада с ее помощью можно узнать о готовности поступления ребенка в школу.

И если ребенок нарисует человека как «палка, палка, огуречик», то для 6 лет это может говорить о незрелости. И непрофессиональный диагност вам может сказать, что ребенок плохо рисует для его возраста, а значит к школе не готов.

Но давайте вспомним еще раз, что только по одному рисунку никогда не делаются выводы.

  • Во-первых, это может говорить об отсутствии контакта со специалистом, проводившим данное исследование. «Мне не нравится эта тетя/дядя, нарисую побыстрее, лишь бы отстали».
  • Во-вторых, ребенок может быть просто не замотивирован. «Вот бы побыстрее досмотреть мультик, нарисую побыстрее и побегу дальше играть».
  • В-третьих, его могли просто не научить рисовать по-другому.

В данном случае, вы можете дома попросить его «Давай вместе порисуем?».

«Вот это наш человечек. Шейку давай нарисуем не одной палочкой, а двумя. Руки – не одной палочкой, а двумя, они ведь у нас толстые, а не как веточки».

И если вы увидите, что ребенок обучаем,  что он пробует рисовать и по-другому. Значит все хорошо!

А вот если помимо плохого рисунка есть другие неприятные «звоночки» (например, он плохо понимает инструкцию), то стоит пройти полную диагностику, которая уже будет включать в себя не только рисуночные тесты, но и множество других методик.

 

Подведем итоги:

  • Рисунок, без обсуждения по этому рисунку не несет никакой ценности.
  • Цветовые предпочтения для детей до 5 лет не имеют никакого значения. А после пяти лет имеют значение только в связке с ассоциациями ребенка (этот цвет похож на…).
  • Агрессивный сюжет обсуждаем вместе с ребеночком и помогаем выплескивать агрессию через мирные средства.
  • Только по рисунку нельзя говорить об интеллекте ребенка.

 

Подведем итоги:

  • Рисунок, без обсуждения по этому рисунку не несет никакой ценности.
  • Цветовые предпочтения для детей до 5 лет не имеют никакого значения. А после пяти лет имеют значение только в связке с ассоциациями ребенка (этот цвет похож на…).
  • Агрессивный сюжет обсуждаем вместе с ребеночком и помогаем выплескивать агрессию через мирные средства.
  • Только по рисунку нельзя говорить об интеллекте ребенка.

 

Больше общайтесь со своим ребенком, вместе рисуйте, разговаривайте по рисункам, прислушивайтесь к его ассоциациям и вы сможете в нужный момент всегда уловить его внутреннее состояние.

 

Если у Вас остались сомнения касающиеся рисунков вашего ребенка, вы можете задавать свои вопросы в комментариях, разберемся вместе.