Здравствуйте, дорогие родители! Продолжаем рассылку блога www.psychologia-prosto.ru  А продолжаем мы обсуждение не самой-то простой темы.

Начинаем обсуждение темы:

«Половое воспитание детей»

Половое воспитание для многих является «скользкой» темой.  Именно эта часть родительских обязанностей часто повергает взрослых в растерянность. В этой статье я хотела бы помочь Вам, уважаемые мамы и папы, понять, как правильно реагировать на вопросы детей и различные неоднозначные ситуации.

 

Сначала давайте разберемся, что в себя включает половое воспитание.все о половом воспитание

-формирование половой идентификации (я мальчик/ девочка);

-формирование моделей полового поведения (вот так себя ведут мальчики, а вот так девочки);

-формирование адекватного отношения к половому вопросу, т.е. понимание естественности сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, отсутствие зацикленности на этом вопросе;

-формирование навыков личной гигиены.

Давайте подытожим:

Можно считать, что половое воспитание проходит успешно, если ребенок осознает свою принадлежность к полу, пользуется характерными половыми моделями поведения, не стесняется своего тела, умеет правильно за собой ухаживать, не хихикает над сексуальными темами и не стесняется своей сексуальности и задать все интересующие вопросы родителям.

Разберем на примере различные реакции родителей на «скользкие» вопросы:

Мальчик: «Мам, а когда я вырасту, у меня тоже будет такая грудь?»

Реакция мамы:

растерянная мама1. Краснеет, бледнеет, находиться в предобморочном состоянии,

а) переводит разговор на другую тему,

б) «Нельзя задавать такие вопросы, это неприлично!», или «Вот вырастешь и узнаешь»

2. Начинает смеяться над глупостью, которую «выдал» ребенок,

3. а) Спокойно объясняет, что грудь вырастает только у девочек, когда они взрослеют.

б) говорит, что сейчас об этом некогда разговаривать, и что обязательно расскажет ему об этом вечером.

4. На дополнительные вопросы малыша отвечает, что девочки съедают какую-то волшебную семечку и у них грудь вырастает или еще что-то придумывает.

 

В итоге, что понимают дети в этих случаях:

1. а. Это какая-то страшная тема, вон как она испугалась, этого надо стесняться.

1.б. Это запретная тема, наверное, она только для взрослых, но я ведь не хуже взрослых, пойду у Васьки, Маньки узнаю.

2. Не буду больше такие вопросы ей задавать, а то подумает, что я глупый. Пойду лучше у Васьки, Маньки узнаю- они смеяться не будут.

3. а) А, понятно. Интересно, а мама мультик разрешит посмотреть? (переключается на другую тему)

б) надо вечером не забыть ей напомнить.

4. А, понятно. Надо Маньке семечку эту дать, она же давно уже хочет стать как мама.

 

Я попыталась отобразить все варианты реагирования взрослых и то к чему они приводят. Конечно, это только схема, и все индивидуально. Моей задачей было наглядно показать, к чему ведет каждый вариант поведения. Думаю, понятно, что оптимальный вариант это №3. Только часто очень тяжело его придерживаться.

 

Теперь разберемся, как же этого можно добиться?

 

  1. Половое воспитание- это формирование правильного отношения к вопросу, а не набор знаний. Ребенок относится к половому вопросу так, как ему показывают родители. Взрослым придется провести внутреннюю работу с самими собой, взяв под контроль собственные комплексы и проблемы. Безусловно, избавиться от них таким способом не удастся, но главная цель родителей — не передать их своим детям и создать им предпосылки для защиты от них. Добиться этого не так уж трудно, поскольку раннее половое воспитание не предполагает обсуждения личных сексуальных предпочтений родителей или рассказа об их личном опыте половой жизни. Подобные вопросы со своими детьми не стоит обсуждать ни в каком возрасте, даже когда они сами станут мамами и папами. Речь идет лишь об отношении к телу и зачатию как таковому. В норме это отношение должно быть позитивным: в теле нет ничего плохого, а в факте зачатия — ничего постыдного. Все люди зачаты одним и тем же способом: соединением яйцеклетки и сперматозоида;
  2. Всегда говорим правду. Не надо придумывать каких-то волшебных объяснений естественным вещам. Если вы не готовы сей же момент ответить на вопрос карапуза, то пообещайте ему ответить позже. Только помните, что обещание надо сдержать обязательно. Если вам сложно подобрать слова, то почитайте в Интернете, или приобретите специальную книжку.
  3. Отвечайте только на вопрос ребенка. Пример: Ребенок 3 лет спрашивает у мамы откуда он взялся, а мама в ответ выдает лекцию по анатомии половой системы. Карапуз в шоке. Его бы вполне устроил ответ «из животика мамы». Отвечайте только на вопрос ребенка, если ему будут интересны подробности, то он сам уточнит.
  4. Не тяните время. Полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания. Именно в раннем детстве закладываются первичные пласты подсознательного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Иными словами, воспитывая ребенка в 3 года, родители строят дом, а, повторяя то же самое в его 13 лет, они смогут лишь подкрасить стены;
  5. Доверительные отношения. Важнейшее, что необходимо донести до своих сыновей и дочек — что бы ни случилось, они всегда могут рассказать об этом хотя бы одному из родителей. Дома их выслушают, им поверят и защитят. Малыш должен доверять маме и папе, а они должны быть достойны этого доверия. Это очень важный момент не только для формирования гармоничных детско-родительских отношений, но и как защита ребенка от сексуального насилия. Объясню почему: когда дети подвергаются сексуальному насилию, очень часто они сами это скрывают, т.к. педофилы внушают детям, что им не поверят и что они виноваты сами. Чтобы этого избежать ребенок должен не боятся рассказать родителям все что угодно.

Вот мы и разобрали основные принципы полового воспитания.

В следующей статье мы поговорим конкретнее по возрастным особенностям полового воспитания, и будем разбираться с тем, как отвечать на вопросы

 

половое воспитание