«Мам, ты знаешь, а у нас один мальчик, Федя, в школе…»
— именно так в последнее время Кирилл стал начинать большую часть своих сказок. Именно сказок, потому что все эти истории были ложью.
Подробный разбор этого вопроса в вебинаре: «Ребенок врет!»
Феди даже не существовало в природе. Но если бы он существовал, то его можно было бы назвать «человек-косяк». Федя вечно попадал в переделки, спорил с учительницей, дрался в школе, баловался и часто бывал наказан.
А вот Кирилл — это реальный мальчик, который посещает мои занятия в настоящий момент. Имя, конечно, изменено. Это замечательный мальчик с очень правильными родителями. Чересчур правильными. Везет мне в последнее время на таких.)
Замечательный мальчик с проблемами поведения в школе. Он спорит с учительницей, потому что ему скучно на уроках, а учительница не может поставить его на место или занять делом. Он дерется, потому что его постоянно задирают.
А как не задирать, если он остро реагирует на любую несправедливость?! Он очень энергичный и спортивный, и, скучая на уроках, он выпускает весь пар на переменах, а пара копится много…
И Кирилла постоянно ругают. Ругает учительница в школе, среди одноклассников нет друзей, еще и родители дома целыми днями вели (теперь уже, правда не ведут) воспитательные беседы, потому что он балуется в школе.
Кириллу тяжело. Он практически никогда не жаловался родителям, не рассказывал про то, как его задирали и как он сорвался. Это все рассказывала учительница.
И вот на пятом занятии мне его мама жалуется, что ребенок нагло врет. Придумал какого-то Федю и сваливает на него все свои неприятности. Как будто это не с ним было, а с Федей.
Но учительница-то все докладывает и правда каждый раз всплывает. И каждый раз родители рассказывают о том, что врать нехорошо, что если бы он сказал правду, то они просто бы обсудили, а теперь за ложь они его накажут.
Знакомая история? Вспомнили себя в детстве? Кого ловили на лжи и вешали эту лапшу на уши? Хоть кто-нибудь верил этим словам в детстве?
Ага, наказывать не будут. Ну-ну! Наказывать не будут, но так пропесочат … а еще и смотреть будут разочарованными глазами… хуже наказаний.
И ведь родителям невдомек, что ложь Кирилла — это шикарный результат! До этого он не рассказывал ничего! Он не показывал им своих проблем, не делился с ними! Вообще!
А теперь начал делиться! Но он еще не может прийти и сказать: «Мам, я накосячил!» Страшно ему смотреть в мамины разочарованные глаза, страшно падать ниже плинтуса. Он и так уже там, и над этим мы работаем. Успешно, кстати))
Поэтому он рассказывает сказки! Сказки про Федю. Про то, с какими сложностями он столкнулся.
Это же сказкотерапия в самом натуральном виде. Кирилл создал для себя безопасное пространство с Федей и приглашает туда своих родителей.
Именно приглашает, ведь он рассказывает эти истории. А раньше молчал!
И что надо сделать в подобной ситуации?
Надо принять приглашение. Даже если вы знаете, что это сказка. Дети же слушают наши сказки, и делают вид, что верят. Так и вы тоже сделайте вид, что верите этой лжи, сказке!
Обсудите, что случилось с Федей, как он попал в эту неприятность. Что он почувствовал тогда? Чего ему хотелось? Как сделать, чтобы в следующий раз этого не повторилось?
Не критикуйте его, не ругайте. Вам не за этим рассказывают сказку.
Вас просят помочь придумать счастливый конец!
Не обманывайте детское доверие. И возможно в этот раз, а может через несколько, да пусть даже через десяток, в конце этой истории вы услышите заветное!
Вы услышите самый главный знак доверия и открытости.
Ребенок скажет: «Знаешь, а на самом деле, это было со мной!»
ОБ АВТОРЕ
Ирина Терентьева: «Я помогаю растить счастливых детей!»
Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.
«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!