Вместо того, чтобы учить детей полноценному чтению правительство Франции решило пойти по пути наименьшего сопротивления и учить детей совсем по-другому.
К чему это привело?
Сегодня нам об этом расскажет Александра Пташенчук, наш приглашенный эксперт по чтению.
Спрос рождает предложения. Если примерить этот закон рыночной экономики на стратегии развития личности, то необходимость в образованных гражданах вынуждает страны искать и находить наиболее приемлемые методики обучения на всех ступенях образовательного процесса. И, прежде всего, в школе.
Мода и гонка за быстрым результатом в учебе.
Давайте попробуем взглянуть на подход к школьному образованию во Франции, чтобы наглядно убедиться в том, что погоня за быстрыми результатами не всегда оправдана с точки зрения качества.
Последние несколько лет в школы Франции применяется система преподавания, основанная на широко рекламируемой методике Глена Домана.
То есть, поступая в школу, ребёнок получает блоки информации по всем предметам, которую нужно ЗАПОМНИТЬ. Всё. Заметьте, не понять, не дойти до того или иного знания эвристически, а именно заучить.
Куда уходят корни проблемы?
Нет, ничего плохого в заучивании, конечно, нет. Но, согласитесь, когда на уроке арифметики малыш не учится складывать в уме, не учится группировать орфографические трудности в соответствии с теми или иными правилами правописания, а запоминает, то ситуация с будущим такого подхода начинает казаться безвыходной.
Как же французы пришли к такому способу изложения материала?
Всё просто: социально-политическая ситуация, а конкретнее, массовая эмиграция в страну, вынудила правительство искать пути решения образовательных задач там, где к такому положению вещей с массой приезжих привыкли испокон веков, то есть Министерство образования Франции воспользовалось опытом США.
Действительно, человека, плохо владеющего французским языком, проще заставить заучить информацию, чем пытаться искать способы донесения материала с учётом всех причинно-следственных связей.
Но ведь среди учеников есть и коренные французы, которые от такого подхода страдают – они-то родным языком оперируют хорошо.
Что на практике?
Суть системы обучения заключается в том, что ребёнок получает зрительный образ понятия, который нужно запомнить. Постепенно эти зрительные образы настраиваются друг на друга, но между ними не выстраиваются причинно-следственные связи.
То есть маленькие ученики запоминают, как пишется слово fromage (сыр), но правило написания подобных звукобуквенных комплексов не учат.
И что будет с ребёнком, если он вдруг забудет зрительный образ этого слова? Тотальная безграмотность, ошибки в чтении.
Какой итог?
Материал даётся быстро, информации для восприятия получается много – вроде бы, всё отлично, но в итоге ученики занимаются зубрёжкой того, что должно носить характер тренировочного материала для развития личности в целом: ученики не умеют выстраивать логические связи между понятиями, то есть понятийное мышление оказывается не развитым.
В результате выпускники школы пишут с огромным количеством ошибок, хоть и читают быстро, письменно считают хорошо, но устный счёт на уровне загибания (вернее, во Франции разгибания) пальцев.
Вот и получается, что дети отстают от необходимого образовательного уровня на 2-3 года.
У родителей, получивших хорошее образование до начала этих нововведений, возникает вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок не был картой флеш-памяти, а мог самостоятельно размышлять.
Выхода два.
- Заниматься дома «как надо» (возможно, с репетиторами), но при этом, не роняя авторитета преподавателя в школе, давать альтернативный подход к обучению «как требуют».
- Копить деньги на обучение в частных школах – в некоторых из них отрицают общепринятый подход к обучению и работают «по старинке». Правда, в последнем случае есть риск нарваться на несерьёзные.
Выводы:
Информация, изложенная выше, это отнюдь не попытка осудить или показать негативные стороны общественно-экономической жизни другой страны.
Это наглядный пример того, что перед тем, как выбирать методику обучения для своего ребёнка, стоит взвесить все положительные и отрицательные стороны, мысленно «пройти» тот или иной образовательный путь самому.
И тогда решить, что лучше для развития и формирования личности вашего малыша, который должен стать полноценным гражданином просвещённой и процветающей страны.
Давайте вместе разберемся в плюсах и минусах современных методик обучения чтению на нашем бесплатном семинаре 26 апреля.
ОБ АВТОРЕ
АЛЕКСАНДРА ПТАШЕНЧУК
Руководитель проекта «Я САМ»,
бизнес-тренер ПАО БИНБАНК,
детский психолог и мама Василисы (2 года и 8 мес.)
«Моя мечта, чтобы все дети любили читать».