«Мам, ты знаешь, а у нас один мальчик, Федя, в школе…»

—  именно так в последнее время Кирилл стал начинать большую часть своих сказок. Именно сказок, потому что все эти истории были ложью.

Подробный разбор этого вопроса в вебинаре: «Ребенок врет!»

Феди даже не существовало в природе. Но если бы он существовал, то его можно было бы назвать «человек-косяк». Федя вечно попадал в переделки, спорил с учительницей, дрался в школе, баловался и  часто бывал наказан.

Ребенок вретА вот Кирилл — это реальный мальчик, который посещает мои занятия в настоящий момент. Имя, конечно, изменено. Это замечательный мальчик с очень правильными родителями. Чересчур правильными. Везет мне в последнее время на таких.)

Замечательный мальчик с проблемами  поведения в школе. Он спорит с учительницей, потому что ему скучно на уроках, а учительница не может поставить его на место или занять делом. Он дерется, потому что его постоянно задирают.

А как не задирать, если он остро реагирует на любую несправедливость?! Он очень энергичный и спортивный, и, скучая на уроках, он выпускает весь пар на переменах, а пара копится много…

И Кирилла постоянно ругают. Ругает учительница в школе, среди одноклассников нет друзей, еще и родители дома целыми днями вели (теперь уже, правда не ведут) воспитательные беседы, потому что он балуется в школе.

Кириллу  тяжело. Он практически никогда не жаловался  родителям, не рассказывал про то, как его задирали и как он сорвался. Это все рассказывала учительница.

И вот на пятом занятии мне его мама жалуется, что ребенок нагло врет. Придумал какого-то Федю и сваливает на него все свои неприятности. Как будто это не с ним было, а с Федей.

Но учительница-то все докладывает и правда каждый раз всплывает. И каждый раз родители рассказывают о том, что врать нехорошо, что если бы он сказал правду, то они просто бы обсудили, а теперь за ложь они его накажут.

Знакомая история? Вспомнили себя в детстве? Кого ловили на лжи и вешали эту лапшу на уши? Хоть кто-нибудь верил этим словам в детстве?

Ага, наказывать не будут. Ну-ну! Наказывать не будут, но так  пропесочат … а еще и смотреть будут разочарованными глазами… хуже наказаний.

И ведь родителям невдомек, что ложь Кирилла — это шикарный результат! До этого он не рассказывал ничего! Он не показывал им своих проблем, не делился с ними! Вообще!

А теперь начал делиться! Но он еще не может прийти и сказать: «Мам, я накосячил!» Страшно ему смотреть в мамины разочарованные глаза, страшно падать ниже плинтуса. Он и так уже там, и над этим мы работаем. Успешно, кстати))

Поэтому он рассказывает сказки! Сказки про Федю. Про то, с какими сложностями он столкнулся.

Это же сказкотерапия в самом натуральном виде. Кирилл создал для себя безопасное пространство с Федей и приглашает туда своих родителей.

Именно приглашает, ведь он рассказывает эти истории. А раньше молчал!

И что надо сделать в подобной ситуации?

Надо принять приглашение. Даже если вы знаете, что это сказка. Дети же слушают наши сказки, и делают вид, что верят. Так и вы тоже сделайте вид, что верите этой лжи, сказке!

Обсудите, что случилось с Федей, как он попал в эту неприятность. Что он почувствовал тогда? Чего ему хотелось? Как сделать, чтобы в следующий раз этого не повторилось?

Не критикуйте его, не ругайте. Вам не за этим рассказывают сказку.

Вас просят помочь придумать счастливый конец!

Не обманывайте детское доверие. И возможно в этот раз, а может через несколько, да пусть даже через десяток, в конце этой истории вы услышите заветное!

Вы услышите самый главный знак доверия и открытости.

Ребенок скажет: «Знаешь, а на самом деле, это было со мной!»

ОБ АВТОРЕ
cropped-terenteva-irina.pngИрина Терентьева: «Я помогаю растить счастливых детей!»

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!

Я помогу любому, кто готов сделать один маленький шаг к счастливым переменам».