Многие родители сталкиваются с тем, что

Ребенок боится грозы и грома.

И мой сын был не исключением. В этой статье я расскажу о том, как наша семья победила этот страх меньше, чем за неделю. Вы можете посмотреть наш видео-отчёт или прочитать текст.

Итак, исходные данные. Ярику было 3 года и пару месяцев, когда мы приехали на дачу, а тут были сильные грозы.

За две недели мы прошли путь от просьбы закрыть шторы во время грозы до невозможности уснуть одному от страха, что начнётся гроза.

ребенок боится грозы и грома

Последнее случилось на следующую ночь после того, как началась сильная гроза, когда он засыпал. Гроза длилась полтора часа, и все это время сын находился рядом со мной в напряжении, весь взмок от страха, дрожал во время сильных раскатов грома. Отвлечь его не получалось: на любые попытки включить песенку, спеть самой, даже включить мультики сын отвечал одно: “Мама, просто посиди”.

На следующий день на улице, при виде любого серого облака, он залезал на руки, просился домой, не хотел выходить на улицу “в такую серую погоду”. И я решила вмешаться.

Хотя страх грозы — возрастной, но, как я всегда говорю, если страха становится слишком много, он слишком острый, мешает спать, есть, т.е. нарушает физиологические потребности , то надо помочь ребенку с ним справиться.

Я даже объявила грозовое реалити в моем Инстаграм, где каждый день выкладывала видео-отчёты. Но отчетов было всего три, т.к. по сути, за три дня мы справились со страхом.

Что конкретно я делала:

Правильно реагировала, когда ребенок боялся.

.

Поддерживала, была его опорой и поддержкой.  Если вы не знаете, как правильно реагировать на детские страхи, то посмотрите вот это видео и вот этот семинар.

Играла!

Мы играли в гром, тучку. Для этого мы использовали:

  • Металлические крышки от кастрюль. Мы громко стучали, изображая маленький громик, большой гром.
  • Воздушные шарики. Надували “тучку”, а потом отпускали, с характерными звуками “тучка” сдувалась.
  • Щекотались. Это дело Ярик очень любит. Я начинала его щекотать, а когда он заигрывался, то начинала “пуп укать” ( так сын называл звук грома).

Цель всех этих игр по работе со страхами – разорвать негативные ассоциации на стимул. Сын боялся именно грома. Поэтому моя задача была сделать позитивную связку: грохочущие звуки — это весело.

Использовала сказки!

Я не стала сама придумывать сказки, т.к. хотела показать, что даже без этого умения можно использовать сказкотерапию. Я использовала несколько сказок. Одну сказку про Лисёнка и Громика я выкладывала в Инстаграм.

Дальше я купила книжки на эту тему. Их оказалось не так уж и много. Вот те, что я рекомендую. Возможно, вы знаете ещё, рекомендуйте в комментариях!
1. Котёнок Гав
2. Истории облачка Оли
3. Про Ойку и серую тучку.

Разбор этих и нескольких неудачных для темы страха грозы книжек в этом видео.

.

Мультики!

Тематические мультики тоже отлично зашли. Я выбрала несколько, но мы даже не все посмотрели, нам хватило двух.

При выборе возникли сложности: много мультиков про поведение во время грозы. Нам они не подходили. Я искала те, где было показано или позитивное разрешение страха, или где показано, зачем нужен дождь, где создаётся позитивное впечатление о грозе.

Я выбрала мультики:

1. “Дождик, пуще”. Идеально подошел!

Мы стали высматривать на небе тучку Дедушки Грома.

 

2. “Грибной дождик». Хорошо, что сначала там не про дождь.

 

3. «Самый младший дождик».

 

4.»Земляничный дождик».

 

5 «Котёнок гав».

Объясняла про гром!

Помним, что мы боимся того, чего не понимаем. Зачем туча гремит? 3-летке было непонятно.
Какие варианты я использовала:

  •  Тучки разговаривают. Они очень высоко и далеко, так они здороваются с цветочками, деревьями, предупреждают всех, что сейчас будет дождь.
  •  У тучек болит животик и они пукают. Сын сам озвучил, что они пупукают, я развернула эту тему.
  •  Там летает самолётик. Это пришло из-за того, что мы видели, как летают военные самолёты недалёко от дачи, а звук у них иногда очень похожий на гром. Ярик сначала пугался, потом мы наблюдали, как самолёт влетает в облако и там дальше гудит, решили, что иногда это не гром, а самолётик в тучках гудит.

Итог проделанной работы:

Два раза в день смотрели по одному мультику. Играли по желанию в игры. Рассказывала сказку про лисёнка (книжки к  нам на дачу приехали, когда уже пик прошёл).

На первый день сын спокойно уснул сам, даже под звуки летающих истребителей.

На третий день Ярик сам начал играть в бурю, гром. Без моего вмешательства. Сам рассказывать игрушкам все то, что говорила я ему.

На четвёртый день было облачно, но Ярик просто сказал, что ему не нравится туча, но не просился домой, продолжал играть на улице.

На пятый день была небольшая гроза, сыну это не понравилось, он говорил, что тучка сейчас уйдёт. Но не бежал ко мне под крылышко, продолжал скакать по комнате.

Конечно, сын не стал радоваться грозе, но теперь он ее воспринимает как досадное недоразумение, которое обязательно пройдёт!

Вот так меньше, чем за неделю мы справились со страхом грозы. Надеюсь, вы сможете адаптировать наш опыт под вашу ситуацию. Если же самостоятельно не получится, то вам всегда на помощь придёт мой марафон “Страхам вход воспрещён”.

марафон по страхам