Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был образован и успешен.

Но как же правильно «образовывать» ребенка? Как не запутаться в море развивающих программ?

Для этого надо понимать механизмы созревания детского мозга и мышления.

Ведь, чтобы научиться управлять машиной, надо для начала понять, как ее завести, куда вставить ключ зажигания.

А если мы пытаемся воткнуть ключ в прикуриватель, то ничем хорошим это не закончится.

Так же и с детьми. Если пытаться обучать ребенка неправильно, то в лучшем случае просто ничего не произойдет.

понятийное мышлениеНачнем с азов: Мышление и его виды

Восприятие окружающего мира   определяется мышлением. Интересующиеся психологией знают, что мышление бывает нескольких видов:

  • наглядно-действенное (основной способ познания мира у детей до 1,5 лет, когда малыши манипулируют с предметами их окружающими);
  • конкретно-предметное, формирующееся с 1,5 до 7 лет (все мыслительные задачи решаются через взаимодействие с реальным объектом);
  • наглядно-образное (с 3 до 7-8 лет дети воспринимают только то, что могут себе представить или увидеть);
  • абстрактно-логическое (формируется с 7 лет и представляет собой мышление категориями, которых в природе нет).

Таким образом, мы видим, что восприятие и анализ полученной информации у детей происходит на качественно другом уровне в зависимости от их возраста.

И на стыке последних видов психологами выделяется так называемое «понятийное мышление», которое развивается в течение всей жизни, но особенно значимо именно в детском возрасте, так как именно оно является начальной базой для формирования абстрактно-логического восприятия мира.

понятийное мышлениеЧто такое «понятийное мышление»?

Это вид восприятия информации через выстраивание логических связей между понятиями.

Здесь хочется вспомнить фразы про отсутствие логики у разных личностей. Так вот, если уж вы кому-то говорите про то, что у него с логикой беда, то говорите правильно: «У тебя совсем не развито понятийное мышление!» J

Но, давайте серьезно.

Как же происходит формирование понятийного мышления?

Через последовательное постижение закономерностей того или иного явления.

Именно так ребёнок учится выделять причинно-следственные связи между явлениями.

Банально: бросает ребенок предметы и видит, что все они падают, только одни остаются целыми, а другие разбиваются. И ребенок видит закономерность: все падает вниз.

И первичной абстракцией, через которую малыш начинает знакомство с законами мира, является чтение. То есть, другими словами, для начала образовательного процесса ребёнок должен научиться читать.

Вот тут у родителей возникает вполне логичный вопрос: какую методику обучения выбрать, чтобы процесс не стал педагогической ошибкой, а их чадо не приобрело негативный опыт.

Тот самый, который психологи, в частности Людмила Аполлоновна Ясюкова – кандидат психологических наук, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса на протяжении всего обучения в школе – назвала вслед за Л.С. Выготским «допонятийное дефективное мышление».

Что же из себя представляет понятийное мышление?

Понятийное мышление складывается из 3 составляющих:

  • умения вычленять суть явления;
  • умения видеть причину действия (явления) и прогнозировать его последствия;
  • умения систематизировать и строить целостную картину конкретной ситуации (явления).

понятийное мышлениеОбразование – процесс, который сопровождает человека всю жизнь.

И это не красивая фраза, это объективная реальность, обусловленная особенностями психических процессов.

Если человек перестает учиться, познавать, активно работать мозгами, то темпы старения, деменция набирают обороты просто в геометрической прогрессии.

Постижение окружающего мира осуществляется через его понятийное осмысление, то есть малыша нужно научить постигать понятия.

И первый шаг к этому – научить читать, постигнуть первичную абстракцию!

Но мы ведь помним, что в начале мы писали о возрастных особенностях мышления?

Вспомнили, в каком возрасте природой задумано формирование такого мышления?

Так зачем же тыкать ключ от зажигания в машину, в которой еще даже проводки нет?!

И ведь это не одни мы таким страдаем. Любимая Европа уже наломала дров на этом поприще.
Нам бы поучиться на их ошибках, а не наступать не те же грабли…

Напишите, хотите ли вы узнать, какую ошибку допустила вся Франция в обучении детей чтению?

Материал для вас подготовили:

cropped-terenteva-irina.png

Ирина Терентьева

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

 

Александра Пташенчук

Руководитель проекта «Я САМ»,
бизнес-тренер ПАО БИНБАНК,
детский психолог и мама Василисы (2 года и 8 мес.)
«Моя мечта, чтобы все дети любили читать».

Наталья Василишин

Филолог, педагог.

https://vk.com/metodikichapligina