Как вырастить настоящего помощника по хозяйству?

Многие задумываются над этим вопросом довольно поздно. А ведь к домашнему быту можно и даже нужно приобщать ребенка чуть ли не с пеленок.

Конечно, я не говорю о том, что годовалого ребенка нужно заставлять мыть полы. Хотя вот мой годовалый сын сегодня у меня отобрал швабру, пока я мыла пол 🙂

Так как же происходит процесс легкого и интересного приучения ребенка к домашним обязанностям?

Сначала ребенок просто наблюдает за тем, как родители выполняют домашнюю работу.

приучение ребенка к домашним обязанностямРебенок видит, как мама убирается и моет посуду, как она включает стиральную машинку и развешивает белье. Малыш видит, как папа чинит вещи, вешает полки и косит траву. Он видит и впитывает.

Какое самое главное стремление ребенка-дошкольника? Он хочет быть как мама и папа! И если он видит, что вы занимаетесь домашними делами, и делаете это без постоянного нытья и причитания, то очень скоро он станет вам подражать.

И здесь многие родители допускают первую ошибку. Я ее допускала раньше тоже. Раньше мы отправляли ребенка в «ссылку» к бабушке или на прогулку, пока дома шла уборка и ремонтные работы. Это было неправильно! Да, так было удобнее и быстрее, и никто не путался под ногами, но это вредно.

С самого детства ребенок должен наблюдать и впитывать информацию о том, что каждый член семьи приdносит свой вклад в поддержание порядка в доме. И как только он сможет, он постарается внести и свой вклад.  И тут мы переходим к следующему этапу.

Подражание взрослым.

приучение ребенка к домашним обязанностямНаверное, это самый сложный этап для нервов родителей.

Ребенок требует, чтобы ему дали тряпку, молоток, ведро, пылесос, и т.п. Но в силу своих возрастных особенностей, он еще не может правильно пользоваться этими предметами. Но давать обязательно надо, иначе загубите весь потенциал помощника. Пусть ребенок помоет пол криво-косо, но зато САМ. Вы потом перемоете или вместе с ним помойте, уж как договоритесь.

Обычно такие порывы у детей начинаются в возрасте 2-3 лет при условии соблюдения предыдущего пункта.

Можно выделить ребенку его детскую тряпку и его ведерко с водой, где не будет никаких чистящих средств, и пусть он себе намывает. А вы не забывайте нахваливать маленького помощника или помощницу. А когда придет с работы папа или поедете в гости к бабушке, там во всеуслышание детских ушек не забудьте похвалить ребенка, чтобы он знал, как вы цените его помощь.
Со временем вы заметите, что какая-то домашняя обязанность ребенку больше всех приходится по душе. А это значит, что пора…

Поручение ребенку домашние обязанности.

приучение ребенка к домашним обязанностямВы даете ребенку зону его личной ответственности. Ему нравится вытирать пыль или пылесосить? Вот пусть это будет его обязанностью. Конечно, без контроля с вашей стороны не обойтись, особенно по началу. Но постепенно вы можете отходить на задний план.

Именно в этот период многие дети начинают «нехочукать». На самом деле, ситуация чаще всего решается тем, что семья убирается вся вместе.

Конечно, ребенку не хочет убираться, если мама или папа сидят и книжку читают. А вот если договориться, что сейчас и мама, и папа, и ребенок наводят порядок, а потом все вместе идут гулять… вот тут уже будет мотивация получше.

Этот период самый длительный, да, собственно, и последний. Постепенно идет расширение зоны ответственности ребенка.

Но самое главное, помните, что нельзя перепрыгнуть две предыдущих ступени. И это относится к любому виду самостоятельной деятельности.

Собственно, это закон развития ВПФ (высших психических функций). Сначала ребенок видит, как другой человек выполняет какое действие, которое он еще не умеет, потом взрослый помогает ребенку, а потом ребенок делает сам. Ребенок присваивает себе функцию, умение, навык только при помощи взрослого и общения со взрослым!

P.S. Ждите следующих статей о чистоте и порядке.

А вы уже видели мою печатную книгу «Сказки Короля Чистотела»?


Сказки короля чистотела книга

 

ОБ АВТОРЕ

cropped-terenteva-irina.pngИрина Терентьева: «Я помогаю растить счастливых детей!»

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!

Я помогу любому, кто готов сделать один маленький шаг к счастливым переменам».